Все про погружную пилу FESTOOL TS 55 REBQ

Одной из основных операций в деревообработке — это распиловка заготовки на необходимые детали. В большинстве случаев для распиловки используется тот или иной вид пилы. Для торцовки брусков, досок, плинтусов, наличников, раскладки и прочего аналогичного погонажного материала используют дисковую пилу, торцово-усовочную пилу или монтажные дисковые пилы, то для работы с листовыми материалами, такими как ЛДСП, ДВП, фанера – требуется форматно-раскроечный станок или альтернатива – погружная пила.

Чем погружная пила отличается от классической циркулярной (дисковой) пилы?

Конструкция классической погружной пилы

Анимированная картинка

Различие заключается к конструкции пилы. Конструкция классической циркулярной пилы имеет постоянно выступающий пильный диск, закрытый подпружиненным маятниковым кожухом. В конструкции погружной пилы пильный диск находится в кожухе. В момент начала пиления раскручивается пильный диск и пользователь совершает погружение пилы непосредственно в заготовку или перед заготовкой (возможно только при использовании шины-направляющей) для дальнейшего заведения на заготовку. Немецкая компания, придумавшая такую конструкцию пилы, назвала её по принципу осуществляемого действия – Tauchsäge – погружная пила.

Конструкция погружной пилы

Анимированная картинка

Конструкция погружной пилы намного более удобна, чем конструкция классической дисковой пилы при распиловке листовых материалов, при работе пилой по шине-направляющей на верстаке, например MTF3.
Однако не пытайтесь отпилить погружной пилой что-либо на весу, например брусок или доску. Ничего не получится. Это поле деятельности для классической дисковой пилы.
Для идентификации, о какой именно пиле идет речь, в последнее время употребляют погружная пила (редко паркетка), когда речь идет о погружной пиле и циркулярная пила, дисковая пила, ручная циркулярка, пила с маятниковым кожухом, когда речь идет о классической ручной дисковой пиле.

Однако не пытайтесь отпилить погружной пилой что-либо на весу, например брусок или доску. Ничего не получится. Это поле деятельности для классической дисковой пилы.

Для идентификации, о какой именно пиле идет речь, в последнее время употребляют погружная пила (редко паркетка), когда речь идет о погружной пиле и циркулярная  пила, дисковая пила, ручная циркулярка, пила с маятниковым кожухом, когда речь идет о классической ручной дисковой пиле.

Производители (торговые марки) погружных пил

Невозможно определить какая пила подходит именно Вам исходя из «сухих» технических характеристик, ведь более мощная пила может стоить в несколько раз дешевле менее мощного аналога. Все потому, что для погружных пил мощность играет далеко не главную роль.
Сегодня существует более двух десятков производителей погружных пил.
Грубо их можно разделить на две весовые категории до 250 Евро – пилы DIY и более 250 Евро пилы для профессионального использования. Часто в обзорах погружных пил сравнивают пилы разных ктегорий, т.к. основные технические характеристики всех пил близки, что не является верным. Важным отличием является надежность механизмов и наличие специальных функций. Некоторые пилы DIY производятся одним производителем под разными торговыми марками.

Пилы из разных ценовых категорий

Пилы из разных ценовых категорий

  • AEG
  • Batavia (T-Raxx)
  • Black & Decker
  • Bosch
  • Builder
  • Einhell
  • Festool
  • Flex
  • Güde
  • Holzmann
  • Kawasaki
  • Mafell
  • Makita
  • Matrix
  • Metabo
  • LUX
  • Scheppach
  • Triton
  • Varo (PowerPlus)
  • Virutex
  • Walter
  • Westfalia

Четыре поколения погружных пил FESTOOL: AXF 45 — ATF 55 (EB) – TS 55 (EBQ) — TS 55 R(EBQ)

Первая погружная пила

FESTOOL AXF45

Первые погружные пилы AXF 45 и AXF 55 были представлены немецкой компанией FESTO в 1980 году. Работать пилой предлагалось совместно с шиной-направляющей, что обеспечивало на тот момент недостижимую для ручного инструмента точность реза.  Преимущества использования пилы в комбинации с шиной-направляющей быстро завоевали массовое доверие плотников и столяров.

В 1989 пила ATF 55 (ATF 55 E, ATF 55 EB) почти на 15 лет становится эталоном среди пил для раскроя листовых материалов. Идеальная конструкция погружения пилы запатентована, что обуславливает многолетнее доминирование FESTOOL на рынке погружных пил. В конструкции пилы используются три подшипника на валу, вместо привычной и значительно менее надежной конструкции с двумя подшипниками. Наклон пилы осуществляется вокруг защитной кромки на шине-направляющей, поэтому и строго перпендикулярно и под любым углом от 0 до 45 градусов пила пилит по одной и той же линии (без смещения).

FESTOOL ATF55

Эталон среди погружных пил в течение многих лет

Плавная регулировка оборотов, плавный пуск, электромагнитный тормоз, защита от перегрузки и перегрева со светодиодным индикатором – совершеннейшая электронная начинка того времени. Помимо основного использования – распиловка листового материала – пила использовалась для другой популярной на тот момент в Южной Германии операции – обрезка деревянного потолка с равномерным зазором по периметру помещения.

Отдельным преимуществом выделялась так же торцовка дверного полотна вместо подгонки торца рубанком.  У пилы ATF 55 EB существовала так же более мощная разновидность — AT 65 EB. Любые инструменты FESTOOL сопровождает многообразие различных приспособлений, также и  для пилы предлагается большое количество дополнительной оснастки, расширяющей сферу её применения, улучшающей результат работы и упрощающей трудные задачи.

Буквы и цифры в названии ATF 55 EB расшифровываются следующим образом:

A – (первый, основной, базисный) инструмент в линейке производителя,
T – (tauchen (нем.) – погружаться, погружной  тип пилы,
F – Fuge (Schattenfuge) – равномерный зазор по периметру потолка,
55 или 65 – глубина резания пилы, мм,
Е – наличие электроники,
B – электромагнитный тормоз.

Конструкция пилы оказалась настолько удачной, что до сегодняшнего дня (06.2018) на базе пилы ATF 55 E выпускается специализированный фрезер для фасадных композитных панелей PF 1200 E.

Погружная пила TS 55 EBQ

2003-2012. Девять лет лидерства в своем сегменте

В 2003 году на смену ATF 55 пришла пила TS 55 EBQ (новая TS 75 EBQ заменила  AT 65 EB). И опять множество революционных решений: литой, более стабильный, корпус основания, специальный механизм быстрой смены пильного диска, противоскольный вкладыш для ответной стороны заготовки, безынструментальная выборка люфта при установке на шину-направляющую, быстросъемный кабель. Появляется цветовой код – почти все элементы управления выполнены в зеленом цвете.

В 2011 году компания Bosch выпускает на рынок свою первую версию погружной пилы GKT 55 GCE.

В 2012 году, с рекламным слоганом: «Еще точнее. Еще стройнее.  Лучшая погружная пила, которую мы когда-либо создавали» — появляется четвертое поколение погружных пил от FESTOOL — TS 55 REBQ. Вместо того, чтобы разрабатывать полностью новый инструмент, инженеры TTS Tooltechnic Systems справедливо решили, что во многом TS 55 EBQ не нуждается в улучшении, поэтому  проверенные многолетней практикой детали — двигатель, редуктор и другие окружающие их компоненты остались без изменений. Так же и функции электроники:  плавный пуск, регулировка числа оборотов,  защита от перегрева и перегрузки  — остались теми же.  

Кстати на североамериканском рынке TS 55 REBQ  продается в версии TS 55 REQ, т.е. без «B» — помимо двигателя, рассчитанного на другое напряжение, пила не имеет электромагнитного тормоза
«Квантовый скачок» произошел в направлении конструктивных особенностей:

Погружная пила TS 55 REBQ

Преимущества пилы TS 55 REBQ

  1. Двойная шкала, для считывания показаний при совместной работе с шиной-направляющей и без неё.
  2. Безыинструментальная тонкая подстройка глубины пиления.
  3. Смотровое окошко или противоскольный вкладыш – на выбор, в зависимости от вида работ.
  4. Основной отличительной особенностью является сверхтонкий корпус, с полностью интегрированным всасывающим патрубком, без «живота». Таким образом, возможно, например, подпиливать паркетную доску на расстоянии 12 мм от стены!
  5. Второй важной особенностью является расклинивающий нож. При погружении он опускается раньше пильного диска, что является мерой безопасности, а также позволяет точно попасть в ранее сделанный рез. При распиловке древесины вдоль волокон, когда возможно защемление пильного диска, расклинивающий нож предотвращает опасность «обратного удара».
    Конкуренты пошли другим путем. Вместо расклинивающего ножа, они дополнили свои пилы электронной муфтой – при заклинивании пильного диска происходит отключение питания пилы.
  6. Расширенный диапазон наклона пилы от -1 до 47 градусов.
  7. Новая улучшенная, более эффективная система пылеудаления из зоны пиления.
Как расшифровывается «R»? reStyling, reStart, reDial – выбирайте то, что нравится. Целью инженеров TTS Tooltechnic Systems было возвращение себе звания эталона, на фоне всех остальных погружных пил. Сумели ли они добиться поставленной цели?

Чем отличается TS 55 REBQ от TS 55 RQ?

Наряду с версией TS 55 REBQ многими потребителями, тем не менее, востребована модель TS 55 RQ, лишенная электроники и, соответственно, тормоза пильного диска. Помимо меньшей стоимости, пила имеет повышенное до 6500 число оборотов холостого хода и меньшую потребляемую мощность, что в некоторых случаях может иметь решающее значение при выборе.

 Характеристика/модель TS 55 RQ TS 55 REBQ
Мощность, Вт 1.050 1.200
Число оборотов, об,мин 6.500 2.000 — 5.200
Вес, кг 4,4 4,5

Буквы и цифры на примере TS 55 REBQ-FS-Plus расшифровываются следующим образом:
TS – Tauchsäge – пила погружного типа
55 или 75 – глубина резания пилы, мм,
Е – наличие электроники,
B – электромагнитный тормоз,
Q – QuickFix быстросменный кабель Plug-It

Эксплуатация погружной пилы TS 55 REBQ (TS 75 EBQ)

Подготовка шины-направляющей

Название шина-направляющая появилось благодаря своеобразному переводу немецкого слова Führungsschiene, которое дословно переводится как направляющий рельс.

Для начала разберемся, какие элементы  есть у шины-направляющей, и для чего они необходимы.

  1. Защита от сколов или противоскольная лента. Защищает заготовку от образования сколов, которые чаще всего образуются при распиловке ЛДСП. Это наболее изнашиваемая деталь шины-направляющей и подлежит регулярной замене.
  2. Лента скольжения (антифрикционная) уменьшает трение между погружной пилой и шиной-направляющей, благодаря чему пила легко скользит по шине-направляющей.
  3. Лента противоскольжения необходима для создания повышенного трения межшу шиной-направляющей и заготовкой, благодаря чему шина-направляющая надежно удерживается на заготовке при её обработке. Для еще более надежной фиксации шины-направляющей на заготовке — используются струбцины.
  4. Вспомогательные пазы используются для крепления дополнительной оснастки и для соединения шин-направляющих между собой.

Для комфортной работы длина шины-направляющей должна быть больше длины заготовки, минимум на 400 мм (250 мм перед заготовкой и 150 мм после заготовки). В этом случае возможно, при необходимости, полностью погрузить  пилу не запиливаясь в заготовку в начале и  закончить пиление заготовки в конце, при этом пила будет гарантированно находиться всей опорной поверхностью на шине-направляющей, а заготовка будет распилена.

Если защита от сколов износилась, а новой под рукой нет, то можно аккуратно отклеить её от шины-направляющей т.к. она имеет самоклеющуюся поверхность, и обратно приклеить со смещением 2-3 мм наружу. После чего заново подпилить защиту от сколов. Ву-а-ля.

Стандартные длины шины-направляющей бывают 800 мм, 1080 мм, 1400 мм, 1900 мм, 2400 мм, 2700 мм, 3000 мм и 5000 мм. Нестандартную длину возможно отрезать из стандартной шины-направляющей большей длины. Например, для работы с листовым акриловым камнем, имеющим стандартный размер 3600х600 мм, рекомендуется распилить шину-направляющую длиной 5000 мм на две части 4000 мм и 1000 мм. В этом случае длинная часть (4000 мм) используется для распиловки листа вдоль, а короткая часть (1000 мм) для распиловки листа поперек.

Существует возможность состыковки шин-направляющих при помощи двух соединительных пластин. Важным отличием  шин-направляющих FESTOOL от большинства конкурентов, является наличие двух пазов для одновременного использования пары соединителей. Сращивание шин-направляющих при помощи пары соединителей дает намного более стабильное соединение на изгиб. Это преимущество особенно проявляется при фрезеровании вертикальным фрезером по шине-направляющей, когда возникает перпендикулярная шине-направляющей сила, стремящаяся эту шину сдвинуть и провернуть (сместить) место стыка шин-направляющих.

Прежде чем начать работать правильно, погружную пилу необходимо, как говорят немцы, «выдать замуж» за шину-направляющую, а проще говоря – подпилить противоскольную ленту. Для этой цели пила устанавливается на шину-направляющую и позиционируется с помощью двух эксцентриковых зажимов. Путем вращения их по часовой стрелки и в обратную сторону, необходимо найти компромисс между отсутствием поперечного люфта пилы на шине-направляющей и легкостью продольного перемещения пилы по шине-направляющей. После того как люфт выбран и отсутствует, а также пила скользит по шине-направляющей без черезмерного усилия, необходимо подпилить противоскольную ленту (защиту от сколов). Производитель рекомендует положить шину-направляющую на любое подходящее основание и навесу отпилить противоскольную ленту (защиту от сколов) с максимальным погружением пилы. Теперь нижний край противоскольной ленты всегда совпадает с режущей кромкой пилы, не только при перпендикулярном распиле, но и при всех других настройках угла.

Пиление с использованием шины-направляющей

Теперь достаточно сделать две метки на заготовке, через которые пройдет линия распила, выровнять по ним край противоскольной ленты, при этом нужная нам заготовка находится под шиной-направляющей (слева), а отход  справа от шины — направляющей.  При необходимости дополнительно фиксируем шину-направляющую при помощи одного из вариантов:

  • винтовых струбцин,
  • быстрозажимных струбцин,
  • торцевых зажимов Rapid,
  • вакуумных присосок.

Выставляем глубину погружения пильного диска из такого расчета, чтобы зарезаться на 4-5 мм глубже заготовки. Все готово. Можно пилить.